Максим Костецкий
Максим Костецкий, юридический советник Transparency International Ukraine, руководитель проекта “Громадська підтримка запуску антикорупційного суду”
Головною проблемою і перешкодою на шляху економічного розвитку сучасної України є корупція

Еще в июне 2016 года, с принятием Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», в украинском законодательстве появился так называемый Высший антикоррупционный суд. Прошло более года с того времени, но из бумаги суд так и не перешел в реальную жизнь. Что же такое Высший антикоррупционный суд, почему его до сих пор не создали и нужен ли он украинцам?

Главной проблемой и преградой на пути экономического развития современной Украины является коррупция. Об этом говорят все: украинские политики по новостям, европейские и американские партнеры в переговорах о предоставлении Украине очередного пакета макрофинансовой помощи, бабушки под подъездами и даже дети на улицах.

Коррупция превратилась в некого бессмертного дракона, с которым все борются и пытаются уничтожить, но получается пока только немного поцарапать столовым ножом.

Дело двинулось с мертвой точки в 2014-15 годах – именно тогда в стране была создана целая цепочка новых государственных органов, главной целью которых была и является полная и безоговорочная победа над коррупцией в Украине.

Нереформированная судебная ветвь власти затягивает судебное разбирательство по делам НАБУНациональное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) – правоохранительный орган, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений.

Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) – самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры Украины, на который возлагается функция поддержания государственного обвинения в производствах, досудебное расследование в которых осуществляется НАБУ.

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК) – центральный орган исполнительной власти, который формирует и реализует государственную антикоррупционную политику, имеет превентивную функцию, в частности проверяет декларации государственных служащих.

Казалось бы, вполне достаточно, чтобы борьба с коррупцией действительно начала приносить результаты, не так ли? Но, на самом деле, все оказалось значительно сложнее.

НАБУ – как новосозданный независимый правоохранительный орган долго раскачивался, но в течении последнего года начал доказывать свою эффективность. Бюро начало открывать уголовные производства против топ-чиновников министерств и других центральных органов исполнительной власти, народных депутатов, судей… Много из подозреваемых в коррупции чиновников имеют непосредственное отношение к Президенту и его команде, что значительно ухудшает имидж нынешней власти. По состоянию на 31 августа этого года детективы Национального антикоррупционного бюро осуществляют досудебное расследование по 398 уголовным производствах. Размер предмета преступлений, которые расследуются в Бюро, превышает 87 млрд грн.

В то же время, c между 86 дел, направленных НАБУ и САП в суд, решения приняты только в 23, в законную силу вступили 17 обвинительных приговоров. Судебное разбирательство еще не начато в трети дел, в которых детективы Национального антикоррупционного бюро Украины завершили досудебное расследование, а прокуроры САП направили обвинительный акт в судебные инстанции.

К сожалению, нереформированная судебная ветвь власти затягивает судебное разбирательство по делам НАБУ. В то время, как по официальной статистике только 1,2% всех уголовных дел задерживаются в судах, для НАБУ этот показатель составляет более 40%. Дела остаются без рассмотрения по 4-12 месяцев и это не даёт причин надеяться на лучшее. Политически зависимые судьи используют все возможные рычаги для затягивания рассмотрения дел по топ-коррупции.

Таким образом, решить проблему может только создание действительно независимого и профессионального судебного органа – Высшего антикоррупционного суда (ВАС).

ВАС будить рассматривать исключительно дела, которые сопровождаются НАБУ и САП, обеспечивая скорость и эффективность судебного разбирательства. Кандидаты на должности судей будут отбираться на отрытом и прозрачном конкурсе с участием международных партнеров в коллегии по отбору судей. В таком суде также должна быть создана независимая апелляционная палата, а сами судьи должны быть обеспечены высоким уровнем заработка и соответствующим уровнем безопасности для себя и членов своих семей.

Создание антикоррупционных палат в существующих судах, на котором настаивают представители украинской власти, не только не решит проблему неэффективности и зависимости судебного разбирательства, но и дискредитирует саму идею борьбы с коррупцией.

Если не обеспечить независимого и непредвзятого процесса отбора судей, то в итоге мы получим тех же самых старых послушных адептов «телефонного права», с единственным отличием в виде таблички «Антикоррупционный судья» на двери.

Украинской власти пора перестать заниматься имитацией антикоррупционных реформ и сделать последний шаг для реальной борьбы с коррупцией в стране. Создание Высшего антикоррупционного суда может стать последним гвоздем в гроб коррупции и Украине нельзя упустить это шанс.